Больше новостей в нашей официальной группе ВКонтакте - MMO-Champion Russian
RSS
Гайды по Классам
Добавил: Radic 18.09.2014 в 14:33

6.0.2 Друиды в Warlords of Draenor

В случае с друидами мы сосредоточились на том, чтобы уменьшить число малоприменимых и узкоспециализированных способностей. С другой стороны, друиды по-прежнему смогут выполнять роли помимо тех, для которых предназначена их специализация, так как универсальность является отличительной чертой данного класса.
  • Способность Дубовая кожа теперь доступна друидам со специализацией «Баланс», «Страж» и «Исцеление».
  • Способность Исступление удалена из игры.
  • Заклинание Волшебный огонь теперь доступно только друидам со специализацией «Сила зверя» и «Страж».
  • Заклинание Озарение удалено из игры.
  • Способность Растерзать теперь доступна только друидам со специализацией «Страж».
  • Способность Вожак стаи теперь доступна только друидам со специализацией «Сила зверя» и больше не восполняет ману.
  • Скорость восполнения маны друидов со специализацией «Сила зверя» и «Страж» увеличена на 100%.
  • Способность Увечье (облик кошки) удалена из игры.
  • Способность Трепка теперь доступна только друидам со специализацией «Страж».
  • Способность Мощь Урсока теперь доступна только друидам со специализацией «Страж» и больше не обращает героя в облик медведя.
  • Способность Природная стремительность теперь доступна только друидам со специализацией «Исцеление».
  • Способность Покровительство Природы удалена из игры.
  • Способность Бешенство совуха удалена из игры.
  • Способность Разорвать теперь доступна только друидам со специализацией «Сила зверя».
  • Способность Инстинкты выживания теперь доступна только друидам со специализацией «Сила зверя» и «Страж».
  • Теперь способность Размах могут применять только друиды со специализацией «Сила зверя», находящиеся в облике кошки.
  • Способность Симбиоз удалена из игры.
  • Теперь способность Взбучка доступна друидам всех специализаций (ранее ее могли применять только друиды со специализацией «Сила зверя» и «Страж»).
Объединение и отладка способностей

В целях уменьшения общего числа способностей мы объединили некоторые из них. Одним из наиболее заметных изменений стало слияние способностей Накинуться и Полоснуть, а также Наскок и Глубокая рана. Благодаря этому нам удалось освободить несколько ячеек на панели команд, которыми игроки пользовались лишь в комбинации со способностью Крадущийся зверь. Утрата способности Симбиоз в первую очередь сказалась на живучести друидов, так как она позволяла задействовать дополнительные защитные способности с длительным временем восстановления. Чтобы компенсировать эти изменения, мы повысили эффективность способностей Дубовая кожа (для друидов со специализацией «Баланс», «Страж» и «Исцеление») и Инстинкты выживания (для друидов со специализацией «Страж» и «Сила зверя»).

  • Время восстановления способности Дубовая кожа было уменьшено до 30 сек., но больше она не защищает от прерывания применяемого заклинания.
  • Скорость передвижения друида в облике кошки теперь увеличивается не на 25%, а на 30%.
  • Способность Зараженные раны удалена из игры, а ее эффекты разделены между способностями Увечье и Полоснуть у друидов со специализациями «Сила зверя» и «Страж».
  • Эффект заклинания Жизнецвет больше не суммируется, при этом объем здоровья, восстанавливаемого заклинанием, был соответственно увеличен.
  • Способность Знамение ясности (специализация «Сила зверя») теперь воздействует на все заклинания и способности друида.
  • Способность Глубокая рана теперь оглушает цель на 4 сек., если друид применяет ее в состоянии незаметности. Данная способность теперь доступна только друидам со специализацией «Сила зверя».
    • Способность Наскок удалена из игры, а ее эффект теперь накладывает способность Глубокая рана.
  • Теперь время действия заклинания Восстановление составляет не 6, а 12 сек., при этом оно больше не обновляется, когда Восстановление излечивает цель с 50% запаса здоровья или меньше.
  • Затраты маны на применение заклинания Оживление уменьшены на 87%.
  • Теперь время действия способности Разорвать составляет не 16, а 24 сек., и способность Полоснуть больше не увеличивает время ее действия.
  • Друиду больше не требуется находиться у цели за спиной, чтобы применить способность Полоснуть. Данная способность теперь доступна друидам с любой специализацией. Способность Полоснуть теперь наносит на 35% больше урона, а также обладает удвоенной вероятностью нанесения критического урона, если друид применяет ее в состоянии незаметности.
    • Способность Накинуться удалена из игры, а ее эффект теперь накладывает способность Полоснуть.
  • Способность Лобовая атака больше не увеличивает расход маны противника на применение заклинаний.
  • Вызов средства передвижения больше не прекращает действие эффекта заклинания Звездопад. С другой стороны, заклинание больше не может поражать незаметных и невидимых противников.
  • Способность Инстинкты выживания больше не вынуждает друида принимать облик кошки или медведя. Теперь способность уменьшает получаемый урон не на 50%, а на 70%, и может накапливать до 2 зарядов (а не 1, как ранее). Время восстановления уменьшено с 3 до 2 минут.
  • Способность Плотная шкура удалена из игры, а ее эффектом теперь обладает сам Облик медведя.
    • Способность Облик медведя теперь увеличивает показатель брони друидов всех специализаций на 330%, однако больше не увеличивает прибавки к скорости и критическому удару, полученные с помощью предметов, на 50%. Также данная способность позволяет сокращать общее время восстановления способностей в зависимости от показателя скорости.
    • Теперь при использовании друидами со специализацией «Страж» способность Облик медведя уменьшает получаемый урон от магии на 25%, вероятность получения критического урона - на 6%, а вероятность парирования атак друида противником - на 3%.
  • Продолжительность действия способности Тигриное неистовство теперь составляет не 6, а 8 сек, при этом данную способность можно применять во время действия эффекта Берсерк.
  • Способность Выслеживание гуманоидов удалена из игры, а ее эффект теперь накладывает способность Облик кошки.
  • Теперь при использовании способности Походный облик друид автоматически превращается в определенного зверя в зависимости от того, в какой области он находится.
    • Символ оленя теперь позволяет друиду обучиться отдельной способности - «Облик оленя». «Облик оленя» позволяет друиду перевозить на себе участников группы и не будет автоматически меняться на другие походные облики.
  • Дикие грибы больше не становятся невидимыми.
Изменения специализации «Страж»

Уже довольно долгое время искусность друидов со специализацией «Страж» увеличивает их показатель брони. В то же время у всех танков появилась новая второстепенная характеристика - бонус брони. По сути эти параметры были слишком похожи. Да, в одном случае это коэффициент, а в другом - прибавляемое значение, но нам показалось, что этого недостаточно, чтобы оставить искусность друидов со специализацией «Страж» без изменений. К тому же активное поглощение урона для друидов было реализовано не так хорошо, как для некоторых других танков.

Мы решили изменить искусность друидов со специализацией «Страж» таким образом, чтобы она дополняла Дикую защиту, позволяющую избежать получения урона, а также улучшала Зубы и когти, чтобы повысить надежность защиты. Обратите внимание, что при расчете «Изначальной стойкости» учитывается урон до поглощения и до срабатывания эффекта Зубы и когти.

Максимальное число зарядов Дикой защиты, которые может накапливать друид, было уменьшено, чтобы эффективное время действия способности оставалось примерно одинаковым как в коротких, так и в долгих боях, когда друид выступает в роли танка. Накопление ярости друидами со специализацией «Страж» в Mists of Pandaria вызывало определенные затруднения. Большинство механизмов накопления ярости были пассивными, а активные умения почти не повышали выживаемость или вовсе не влияли на нее. Мы внесли ряд изменений, связанных с показателем скорости и критическим ударом, чтобы облегчить накопление ярости и улучшить ротации друидов. Мы также добавили способность «Большая Медведица», чтобы новая характеристика «Многократная атака» обладала и защитными свойствами.

  • Искусность: страж природы друидов со специализацией «Страж», была заменена на искусность «Изначальная стойкость».
    • Искусность «Изначальная стойкость» накладывает на друида щит, поглощающий урон в размере 12% от полученного физического урона. Атаки, урон от которых частично или полностью поглощается этим эффектом, не могут снова наложить щит.
  • «Большая Медведица»: новая пассивная способность друидов со специализацией «Страж».
    • Эффект «Большая Медведица» накладывается при срабатывании многократных атак, вызванных способностью Увечье, автоатаками и нанесением периодического урона от способности Растерзать. Этот эффект увеличивает максимальный запас здоровья на 2% на 30 сек. При обновлении эффекта оставшееся время его действия добавляется к новому.
  • Автоматические атаки теперь накапливают по 5 ед. ярости (а не 10,9 ед., как было раньше).
  • В облике медведя бонусы от экипировки к показателям скорости и критического удара больше не возрастают на 50%, но скорость сокращает общее время восстановления способностей.
  • Теперь Волшебный огонь не позволяет досрочно завершить восстановление способности Увечье.
  • Для применения способности Трепка теперь требуется не 30, а 20 ед. ярости.
  • При применении способности Увечье друид теперь накапливает не 15, а 10 ед. ярости.
  • Способность Растерзать теперь позволяет накапливать 2 ед. ярости, при этом она больше не требует времени на восстановление (ранее было необходимо 3 сек.), а накладываемый ею периодический эффект кровотечения срабатывает с интервалом в 1 сек. (ранее было 3 сек.).
  • Изначальное неистовство теперь позволяет накопить 5 ед. ярости (а не 15 ед., как было раньше), когда друид уклоняется от атаки или наносит непериодический критический урон. Ранее способность срабатывала только от автоматических атак и урона, наносимого с помощью Увечья.
  • Теперь способность Дикая защита может накапливать до 2 зарядов (а не 3, как было раньше).
  • Душа леса (специализация «Страж») теперь увеличивает количество ярости, накапливаемой с помощью способности Увечье, на 5 ед. (а не на 10, как было ранее).
  • Способность Взбучка теперь накапливает 1 ед. ярости каждый раз, когда наносит прямой или периодический урон, и не требует времени на восстановление (ранее составлявшее 6 сек.), однако теперь с ее помощью нельзя досрочно завершить восстановление способности Увечье.
  • Эффект Зубы и когти теперь может суммироваться на целях до 2 раз и усиливается эффектом Решимость.
Изменения специализации «Сила зверя»

Друиды со специализацией «Сила зверя» претерпели одно значительное и несколько мелких изменений помимо тех, что были описаны в пунктах «Сокращение числа способностей» и «Требования к позиции относительно цели». Теперь длина серии приемов засчитывается самому персонажу, а не противникам, с которыми он сражается: это значит, что количество приемов в серии больше не обнуляется при смене цели. Изначальное неистовство теперь также влияет на атаки по области. Вероятность нанесения критического урона способностью Свирепый укус подверглась изменениям, что позволило увеличить значимость показателя критического удара. Символ дикого рева был переработан для большей эффективности.

  • Количество приемов в серии у друидов со специализацией «Сила зверя» теперь не привязано к конкретной цели.
  • Вероятность нанесения критического урона способностью Свирепый укус целям, на которые действует эффект кровотечения, увеличена вдвое (при этом обычная прибавка в размере 25% к вероятности нанесения критического урона была упразднена).
  • Изначальное неистовство теперь также позволяет увеличить серию на 1 прием, если атака по области наносит критический урон основной цели друида.
  • Символ свирепости был переименован в символ дикого рева. Теперь данный символ позволяет применять заклинание Дикий рев по окончании действия эффекта Крадущийся зверь без затрат маны, при этом его эффект будет таким же, как если бы друид совершил серию из 5 приемов. Ранее данный символ позволял применять заклинание Дикий рев без совершения серии приемов.
Балансировка специализации «Баланс»

Один из наших основных принципов во время работы над балансом гласит, что научиться играть должно быть легко, но стать настоящим мастером - сложно.

Мы подготовили значительные изменения для друидов со специализацией «Баланс». Один из наших основных принципов во время работы над балансом гласит, что научиться играть должно быть легко, но стать настоящим мастером - сложно. Нам не очень нравится ротация друидов в облике лунного совуха, так как ее трудно изучить, но зато в ней легко стать мастером. Это стало особенно заметно после того, как мощь периодических эффектов перестала зависеть от характеристик персонажа в момент их наложения. Кроме того, механика действия затмений и энергии оставалась для многих игроков не совсем понятной. Но стоило вам набить руку, и учиться становилось нечему: оставалось лишь постоянно поддерживать два эффекта периодического урона, поочередно нажимая две кнопки и в промежутках между этим используя еще парочку. Мы серьезно изменим данную ротацию, чтобы повысить интерес и глубину игрового процесса, а также сделать ее более простой в освоении. Полный список изменений оказался довольно обширным, и ниже мы привели их краткое описание.

Изменения специализации «Баланс»

  • Индикатор энергии баланса автоматически колеблется между состояниями лунного и солнечного затмения, сменяющими друг друга, как день и ночь. Чем ближе указатель к одной из сторон индикатора, тем больше урона наносят соответствующие заклинания.
  • Теперь у друидов со специализацией «Баланс» есть четыре заклинания для ротаций.
    • Звездный огонь: лунное заклинание, наносящее прямой урон цели.
      • Его следует применять в состоянии лунного затмения или близком к нему.
    • Гнев: солнечное заклинание, наносящее прямой урон цели.
      • Его следует применять в состоянии солнечного затмения или близком к нему.
    • Лунный огонь: лунное заклинание, наносящее цели периодический урон. В состоянии солнечного затмения или близком к нему данное заклинание заменяется на Солнечный огонь - другое заклинание, также наносящее периодический урон.
      • Рекомендуется поддерживать действие обоих заклинаний.
    • Звездный поток: заклинание, наносящее прямой урон цели, при этом оно становится сильнее вне зависимости от того, в какую сторону отклоняется индикатор. Заклинание может накапливать до 3 зарядов, при этом оно увеличивает урон, наносимый последующими применениями заклинаний Гнев и Звездный огонь.
      • Данное заклинание следует использовать в том случае, если у вас есть возможность сразу же произнести несколько мощных заклинаний Гнев или Звездный огонь.

Это - основа ротаций друидов, принимающих облик лунного совуха. Тем не менее, игроки смогут в дальнейшем освоить много дополнительных навыков. К примеру, они научатся: поддерживать оба эффекта периодического урона, при этом увеличивая наносимый урон, наиболее эффективно использовать заклинание Звездный поток, наносить урон по области заклинаниями Звездопад и Ураган, а также повышать мощь атак за счет состояния затмения (ведь такие заклинания, как Лунный огонь и Солнечный огонь теперь сильно отличаются друг от друга). Ниже приведен полный список изменений.

Подробный список изменений специализации «Баланс»

  • Система энергии баланса была переработана. Индикатор энергии баланса автоматически перемещается между состояниями лунного и солнечного затмения, сменяющими друг друга, как день и ночь, с 40-секундными интервалами (от лунного к солнечному и обратно).
    • Энергия баланса больше не накапливается за счет заклинаний, талантов и прочих эффектов.
  • Эффект Затмение был переработан.
    • Затмение наполняет друида силой солнца или луны, в результате чего мощь соответствующих заклинаний увеличивается до 30%, в зависимости от текущего уровня энергии баланса.
      • Пример: если показатель энергии баланса составляет 0, то прибавка к урону делится поровну между солнечными и лунными заклинаниями, т.е. наносимый заклинаниями обоих типов урон возрастает на 15%. Если же показатель энергии баланса равен 80, то урон от солнечных заклинаний друида увеличивается на 27%, а от лунных - только на 3%.
    • Искусность: полное затмение увеличивает максимальную прибавку к урону за счет способности Затмение на 12% (зависит от уровня искусности).
    • Урон от периодических эффектов изменяется динамически в зависимости от состояния Затмения.
  • Способность Астральное единение теперь увеличивает скорость смены циклов энергии баланса на 300% во время поддержания ее эффекта.
  • Заклинание Астральная буря удалено из игры.
  • Способность Парад планет была переработана.
    • Теперь способность Парад планет переводит друида в особое состояние и останавливает цикл энергии баланса, при этом наносимый персонажем урон увеличивается на 20%, а все лунные и солнечные заклинания получают от Затмения максимальную прибавку к урону. Во время действия Парада планет заклинания Лунный огонь и Солнечный огонь накладывают также противоположные эффекты периодического урона. Время действия Парада планет - 15 сек., время восстановления - 3 минуты.
  • Теперь дальность действия Урагана составляет не 30, а 35 м, однако данное заклинание доступно только друидам со специализацией «Баланс» и «Исцеление».
  • Способность Перевоплощение: Избранный Элуны теперь увеличивает урон, наносимый заклинаниями, на 15% на протяжении всего времени действия эффекта (ранее способность увеличивала урон от заклинаний тайной магии и сил природы на 25% на время действия эффекта Затмение).
  • Способность Лунный поток была переработана и теперь называется «Астральные дожди».
    • «Астральные дожди» позволяют друиду призвать на помощь энергию солнца и луны, чтобы увеличить на постоянной основе эффективность заклинаний Лунный огонь и Солнечный огонь.
      • Время действия эффекта периодического урона Лунного огоня увеличивается на 100%.
      • Эффект периодического урона Солнечного огоня накладывается на всех противников в радиусе 5 м от цели.
  • Базовое время действия заклинания Лунный огонь составляет 20 сек. (а не 14, как ранее), однако больше оно не продлевается за счет нанесения критического урона заклинаниями Звездный огонь и Звездный поток. Когда друид накапливает 100 ед. лунной энергии, следующее примененное им заклинание Лунный огонь нанесет дополнительный урон в размере 100% от первоначального урона.
  • Способность Падающие звезды теперь позволяет накапливать по 1 заряду Звездного потока и Звездопада, а также обладает 5%-й вероятностью срабатывания при нанесении урона Лунным огнем или Солнечным огнем. Вероятность срабатывания увеличивается вдвое в случае нанесения критического урона.
  • Способность Душа леса (специализация «Баланс») была переработана.
    • Теперь способность Душа леса (специализация «Баланс») дополнительно увеличивает бонус к урону от эффектов «Сила солнца» и «Лунное могущество» на 15%.
  • Заклинание Звездопад теперь имеет общие заряды с заклинанием Звездный поток и не требует времени на восстановление. Также данное заклинание поражает всех ближайших противников (а не только 2, как было ранее).
  • Теперь время произнесения заклинания Звездный огонь составляет 3 сек. (а не 2,7 сек).
  • Звездный поток теперь может накапливать до 3 зарядов, при этом время его восстановление составляет 30 сек. (а не 15). Звездный поток также накладывает эффект «Сила солнца» или «Лунное могущество».
    • «Лунное могущество» увеличивает урон, нанесенный двумя последующими применениями заклинания Звездный огонь, на 30%.
    • «Сила солнца» увеличивает урон, нанесенный тремя последующими применениями заклинания Гнев, на 30%.
  • Солнечный огонь перестает быть отдельным заклинанием и вместо этого просто заменяет на панели команд Лунный огонь в ходе солнечного цикла. Базовое время действия заклинания Солнечный огонь теперь составляет 24 сек. (а не 14, как ранее), однако оно больше не продлевается за счет нанесения критического урона заклинаниями Гнев и Звездный поток. Противники по-прежнему могут одновременно получать урон от периодических эффектов Лунного огоня и Солнечного огоня. Когда друид накапливает 100 ед. солнечной энергии, следующее примененное им заклинание Солнечный огонь нанесет дополнительный урон в размере 100% от первоначального урона.
  • Дикий гриб (специализация «Баланс») теперь будет замедлять противников сразу после призыва. Время существования гриба - 20 сек., и при этом его невозможно взорвать.
    • Способность Дикий гриб: взрыв удалена из игры.
Упрощение заклинания Спокойствие

У заклинания Спокойствие был невероятно мощный эффект (восстановление большого количества здоровья всей группе или рейду), но принцип его действия был слишком сложным для такой относительно простой задачи (оно исцеляло 5 различных целей за цикл с помощью периодического исцеления, при этом эффект суммировался, а объем исцеления зависел от числа союзников). Мы значительно упростили его действие. При этом принцип применения этого заклинания остался прежним.

  • Заклинание Спокойствие теперь восстанавливает здоровье всем участникам группы или рейда в определенной области раз в 2 сек. в течение 8 сек. Оно больше не накладывает периодический эффект на каждую цель. Общее количество здоровья, восстанавливаемое этим заклинанием в рейдах, должно остаться на прежнем уровне.
Изменения специализации «Исцеление»

Друидов со специализацией «Исцеление» также коснулся ряд изменений. В обновлении 5.4 был введен символ, позволяющий привязать эффект «Период цветения» к заклинанию Дикий гриб, а не Быстрое восстановление. Символ оказался чрезвычайно популярен, и его использовали практически все друиды со специализацией «Исцеление». Мы решили, что ситуация стала гораздо более благоприятной, и удалили символ из игры, добавив соответствующие изменения в игровую механику. Способности Сотворение и Дикий гриб: лечение выполняют схожие роли и восстанавливают здоровье за короткий промежуток времени. Поэтому мы решили удалить способность Дикий гриб: лечение из игры. Теперь Дикий гриб предназначен для использования в комбинации с эффектом «Период цветения».

Хотя нас вполне устраивает стиль игры, при котором друид со специализацией «Исцеление» накладывает эффект Омоложение на всех участников рейда, пассивная способность Быстрое омоложение делала данный эффект слишком сильным и ограничивала зависимость от показателя скорости. Для поощрения использования других заклинаний мы отказались от этой пассивной способности. Нам кажется, что само по себе использование Омоложения при этом остается вполне эффективным. Способность Знамение ясности подверглась изменениям и теперь не так часто срабатывает при применении «Древа Жизни», так как ранее подобная комбинация была слишком сильна. Мы также переработали способность Душа леса, чтобы она лучше сочеталась со способностями Сотворение и «Исцеление» в контексте новой механики периодических эффектов.

  • Способность Сотворение была переработана.
    • Теперь способность Сотворение поглощает все эффекты Омоложения, наложенные друидом на членов группы или рейда, в радиусе 60 м и заменяет их собственным эффектом. Эффект Сотворение восполняет целям здоровье в размере поглощенного исцеления от эффектов Омоложения в течение 3 сек.
  • Способность Семя жизни теперь восстанавливает цели не 30%, а 50% от объема здоровья, восстановленного критическим эффектом заклинания.
  • Перевоплощение: Древо Жизни больше не влияет на заклинание Жизнецвет. Вместо этого данная способность усиливает заклинание Омоложение, увеличивая объем восстанавливаемого им здоровья на 50% и уменьшая затраты на его применение также на 50%.
  • Способность Сердце дикой природы (специализация «Исцеление») увеличивает эффективность исцеления на 35% (а не на 25%, как было ранее).
  • Срабатывание способности Знамение ясности (специализация «Исцеление») теперь может быть вызвано только самым последним наложенным эффектом Жизнецвета. Данная способность позволяет применить следующее заклинание Восстановление без затрат ресурсов.
  • Способность Душа леса (специализация «Исцеление») была переработана.
  • Способность Быстрое омоложение была удалена из игры.
  • Время восстановления способности Дикий гриб (специализация «Исцеление») и продолжительность ее действия теперь составляют 30 сек. Данная способность периодически исцеляет ближайших союзников и не поглощает избыточное исцеление от заклинания Омоложение.
Таланты

Таланты друида на 90-м уровне предназначались для поощрения гибридного стиля игры. Мы решили, что игрокам не стоит урезать эффективность основной роли в пользу второстепенной, равно как и получать ощутимые бонусы для основной роли. В связи с этим мы урезали бонусы для основной роли за счет этих талантов, делая их в этом смысле нейтральными. Обратите внимание, что повышение эффективности друида в роли вспомогательного лекаря за счет Природной чуткости на самом деле не является усилением.

  • Сон Кенария
    • «Баланс»: талант был переработан и теперь при его использовании заклинания «Лунный пик» и «Солнечный пик» также позволяют заклинаниям Лунный огонь и Солнечный огонь восполнять здоровье произвольно выбранному раненому союзнику.
    • «Сила зверя»: талант увеличивает эффективность исцеления заклинаниями Целительное прикосновение и Омоложение на 20% и позволяет им также восстанавливать здоровье друиду, если их эффекты накладываются на союзников.
  • Сердце дикой природы больше не увеличивает показатели меткости, мастерства, выносливости, ловкости и интеллекта.
  • При активации Природная чуткость увеличивает урон, наносимый единичной цели, и количество восстанавливаемого заклинаниями здоровья на 30% (а не на 25%, как было раньше). Все заклинания, наносящие урон единичной цели, также исцеляют находящегося рядом союзника, при этом объем восстанавливаемого здоровья составляет 40% от нанесенного урона (а не на 25%, как было раньше). Природная чуткость теперь действует на союзников, находящихся в пределах 40 м от друида (а не в пределах 40 м от цели).


Также Вам будет интересно:
avatar